Бефана
(хоть мы и не в Италии, но духи и боги рода - они и в Арктике духи и боги рода)
Бефана - штука сложная. Что называется - смешались в кучу кони, люди...
Бефана - искаженное от Epifania (греч. Богоявление, эдак на секундочку) - весьма популярный мифологический персонаж у итальянцев.
Злая-Добрая ведьма. Собственно, вообще - ВЕДЬМА. Которая бродит по земле с 1 по 6 января в облике старухи (иногда молодой женщины).
"Современная" Бефана - христианизированный (с хорошо подведенной теоретической базой) образ ведьмы, попросту сказать язычницы, La Strega - колдуньи.
Но мы-то знаем, что всякая языческая ведьма - суть потворница Великой Богини, а ведьма мифологическая - суть ипостась (одна из) Триединой Богини, мудрая Старуха, Геката и т.д.
Так что... Огня в кармане не спрячешь - Богоявление оно и есть богоявление. И Происходит это БОГИНЕявление с 1 по 6 января. Прелюбопытственно, что апогей празднества совпадает с православным Рождеством.
История возникновения персонажа по имени Бефана было предметом многочисленных исторических исследований. В ее облике историки усматривают черты древних языческих богинь – Артемиды-охотницы и Гекаты – покровительницы лунного света. В раннем средневековье эти образы трансформировались в фей и ночных повелительниц, обладающих магическими силами.
Ее внешний облик напоминает российскую Бабу Ягу (ага, ага... она, она - Хозяйка загробного царства. мудрая Старуха) - нос крючком, большие, выступающие вперед зубы; одета Бефана в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки (а это уже дремучая средневековая европейщина). На спине она носит мешочек с шоколадом и угольками. Перемещается она с крыши на крышу прыжками, на лошади или метле. По легенде, она одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, орехами, каштанами и медом, тем же, кто был непослушен, она приносит уголь, луковицы и чеснок.
Исследования авторов, изучающих итальянские традиции ведовства, повествуют о том, что ведьма Бефания была достаточно значимой фигурой в местных языческих традициях, настолько живучим, что легче было христианизировать ее образ, чем вытравить ее окончательно из народного сознания (как впрочем и многих других языческих божеств, например, Власия-Велеса - покровителя скотского).
В книге итальянских авторов Клаудии и Луиджи Манчиоккьо "Дом без дверей", посвященной легендам о Бефане, прослеживаются связи этого персонажа с архаическими сельскохозяйственными культами и культом предков (а на обложке, кстати - русская работа палехских мастеров на тему сказки о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге).
В книге, сквозь призму археологических и антропологических исследований, показано, как следы архаических цивилизаций сохранились в традициях Средиземноморья, как менялась форма и символика таких мифических фигур, как Бефана. Некоторые образы, обнаруживаемые в древних сельскохозяйственных культах, присоединялись, наслаивались на образ Бефаны, когда старая вера разрушалась, а новый культ только начинал формироваться.
Например, известно, что в древней неолитической культуре, представленной поселениями в Анатолии (Чатал-Гуюк) и других местах, относимых к Старой Европе, в домах не существовало окон или дверей. Единственный вход находился в горизонтальной крыше дома, или , скорее, землянки. В землянку спускались по лесенке, которая в случае опасности убиралась внутрь.
Бефана попадает внутрь домов через дымоход, как и многие духи по всему миру - духи индейцев Монтана в Северной Америке или дух-предок Ниту Натмат у племен Папуа в Меланезии - а так же как и все остальные персонажи,приносящие подарки на Рождество. Общим для Бефаны и родовых духов-предков есть то, что Бефана возвращается со своими подарками ежегодно.Таким образом, ее функцией является восстановление связей между родственниками-предками и детьми нынешнего поколения.
В мифической традиции Бефана прилетает на метле или, иногда, на осле. Это так же подтверждает ее связь со священными растениями и животными. Ветвь дерева (в данном случае сук, метловище) всегда являлась домом для духа предка - вспомним, как переносят в новый дом Домового : на веничке, как на веточке. Домовой у славян ведь тоже считался духом рода. В канун праздника Бефаны принято сжигать ее чучело, но не с целью изгнания негативной энергии, а что бы помочь духам предков вознестись из могил с помощью животворящей, очищающей силы пламени.
Существует обычай: в ночь с 5 на 6 января оставлять на камине небольшой бокал вина и блюдце с едой для Бефаны.
В ночь с 5 на 6 января устраивают большой костер, в котором сжигают чучело Бефаны (Vecia на диалекте венето... ага, ага... и если помним, Весталки - хранительницы священного огня). Огонь символизирует собой надежду, что в нем сгорит прошедшее и что наступающее завтра будет непременно лучше. Аналогичным сакральным смыслом наполнен и другой старинный ритуал рождественского цикла - сжигание рождественского полена.
В ночь праздника принято пить горячий грог "вин-брюле"(vin brulè) и есть специальный кекс с изюмом под названием "пинца" (pinza/pinsa). Данная традиция называется Panevìn (букв. «хлеб и вино»).
Сохранилась и народная примета: во время горения наблюдать, какой ветер уносит дым и искры от костра. Если дует юго-восточный «гарбин» (garbin), то лето будет дождливым, если северо-западный «фурлан» (furlan) - засушливым.
В некоторых провинциях Бефана изображается в виде дряхлой старухи, держащей на руках младенца: ее сожгут на костре, но сначала она отдаст ребенка (символ народившегося нового года).
Теперь разберемся с La Strega.