Слейпнир

Слейпнир (др.-исл. Sleнpnнr) - букв. "скользящий".
Восьминогий конь Одина, с оригинальной родословной. Родился от жеребца Свадильфари, принадлежащего великану, взявшемуся построить стены вокруг Асгарда. А матушкой его был (или была?) Локи, превратившийся в кобылу неземной привлекательности, дабы сорвать постройку стен, чтобы богам не пришлось выплачивать великану обещанное. Плодом этого "отвлечения" и стал Слейпнир.
При всей простоте сюжета, он не просто с двойным дном, а вообще бездонный, и невероятно древнющий.
Попробуем в этой бездонности пошарить.
1. Собственно, КОНЬ.
Конь, особенно божественный, - штука непростая. Это вам не банальное ездовое животное. Кстати, никто не задумывался отчего у разных богов разные ездовые животные. Чем их всех лошади не устраивают?
Момент раз.
Девять тысяч лет назад, с приходом неолита, шаманские традиции стали сдавать свои позиции под натиском аграрной магии. Этот период вместе с последующей эпохой энеолита можно назвать временем «рождения богов», не обошедшим стороной даже тундровые и таежные области, где плодородие почвы не имело для человека существенного значения.
Человек, потому и сумел выжить, что дураком, в основной массе, не являлся, и сумел заметить, что плодородие любого сорта весьма тесно связано с лунными циклами. Так что для всех древнейших цивилизаций характерно одно: верховные боги или богини предстают в облике РОГАТЫХ животных (олени, быки).
Символика ясна: рога животного - рога месяца. Кстати, это касалось и оленей. Диана-охотница, которую сопровождает лань (она же - ипостась богини), по совместительству и древнейшая лунная богиня.
И жили они себе были со своими РОГАТЫМИ богами, пока не пришли чужеземцы их завоевывать.
И пришли они не пешком. ага... точно... на лошадях.
Поскольку уникальность лошади в ее способности обитать везде - от тундры до пустыни. Да и вообще, ездить, конечно, можно на всем, имеющем достаточно крупные размеры, но на лошади, все же, удобнее. Особенно, если на ее бедную спину (имеющую, кстати, четыре сросшихся позвонка именно в том месте куда кладут седло или кладут без седла), навалить не только человека, но еще и его пожитки, и запас провизии на обоих, и воинскую экипировку (ни фига, заметьте, не легкую).
- Древний Шумер лошадей (в государственном масштабе) не знал. Их туда привели завоевали. В шумерском языке лошадь именуется как "осел с гор", или "осел из чужих земель". Завоеватели принесли в Шумер и своих богов.
- Такая же картина была и в древней Индии. В культуре Мохенджо-Даро не встречаются изображения лошадей (зато сколько хочешь быков). Лошадь пришла с завоевателями ариями, принесшими и новых богов.
- В 17 в.до н.э. в Древний Египет вторглись гиксосы. ага... точно... на лошадях, которых у египтян не было. Зато в большом почете был культ священного быка Аписа. Колесницы в пыль раздавили сопротивление египетской армии. И после этого... угадали... на престол взошла гиксосская династия, а в египетском искусстве появилось изображение лошади.
- Пятью столетиями позже на территорию Древней Греции пришли дорийцы. Дальше продолжать?
Лирическое отступление. О том, что с приходом дорийцев изображение лошади значительно потеснило образ быка, господствовавший в изобразительном искусстве крито-микенской культуры, я знала. Но размах «лошадизации всей страны» осознала только стоя перед витриной музея в Олимпии.
Огромное количество небольших бронзовых вотивных лошадок клубилось перед моим изумленным взором, заполняя все пространство обширной витрины. Правды ради надо сказать, что среди этого табуна все же попадались изображения бычков, но они воспринимались скорее как недоразумение, случайно попавшее в экспозицию. Лошадки покрупнее оккупировали полки, тянущиеся вдоль стен. А шедевры бронзовой пластики гордо занимали отдельные стеклянные «квартиры» в центре зала. Массовое шествие лошадей всех размеров, бронзовых, мраморных и живописных встречало меня в музеях Дельф, Коринфа, Микен и, конечно, Афин.

Олимпия. Фрагмент экспозиции. фото Spell
Осчастливленные завоеванием народы встретили данную перемену в своей жизни образованием нового культа – коня, который отличался от предыдущего, оленье-бычьего, иным символическим смыслом.
Разумеется, старые культы не прекратили свое существование немедленно, что подтверждается археологическими находками ритуальных конских масок, украшенных стилизованными оленьими рогами. Возможно, при их помощи предполагалось совместить сразу несколько магических сил. Ублаготворить, или олицетворить, так сказать, «и наших и ваших» - и старых духов и новых богов.
ВСЕ завоеватели были, как вы уже догадались, воинами. И боги у них были соответствующие.
Мужские. С этого момента женские божества плодородия смещаются на второй план, превращаются в божественных супруг - дом, семья, дети (урожай).
На смену рогато-лунным культам приходят солнечно-лошадиные.
Конь, жеребец - ХОЗЯИН табуна, главный, победитель, ну и заодно отвечает за плодородие... гм... покрывая подчиненных.
Полномасштабная власть переходит в руки царей-военачальников. До этого прискорбного момента главенствовали Верховные жрицы, с сезонными мужьями (Аттис, Таммуз и пр.)
Итого: Верховные мужские боги, боги-воины и боги-коневладельцы - божества позднейшие, вытеснившие древних божеств плодородия.
Кстати. Скифские цари ездили на рыжих (солнечных, золотых) лошадях без всяких отметин.
А хранящаяся в Эрмитаже Чертомлыкская ваза (амфора) имеет в комплекте (раньше экспонировалась в одиночестве) еще и блюдо-подставку. На вазе, помимо прочих изображений, имеется и слив, в виде головы жеребца. На блюде - изображена змееногая богиня Апи. И струя жидкости, наливаемой в амфору (что там скифы в нее наливали доподлинно неизвестно), совершенно прицельно попадает на лоно богини, отвечающей за плодородие земли. Вот такие пироги.
Момент два.
Ездовые животные. Сопровождающие животные.
Ну, ездовые еще более-менее понятно. А вот сопровождающие почто?
А, собственно, оттого, что антропоморфные божества, златокудрые и не очень, появились потом. А сначала были тотемы. Животные-первопредки.
И Конь тоже был тотемом. Быстрый, сильный, владетельный. ДНЕВНОЙ, т.е. Солнце, конь-огонь.
С переходом к производящему хозяйству животное перестает быть божеством, и становится его атрибутом. На самой ранней стадии совмещая животные и человеческие черты (египетские боги, и не только они). И уже в позднейших, структурированных, и полностью антропоморфных пантеонах, становится сопровождающим животным или ездовым животным.
То бишь, если Диану сопровождает лань - ее и почитали когда-то как лань, рогатая, лунная Лань.
Если колесницу Фрейи тащат кошки (или рыси), то и почитали ее первоначально как богиню-кошку или богиню-рысь (рысь, вероятно, более северный вариант, а кошка - заимствованный). Да и кто еще более ... гм... любвеобилен, плодовит, и одновременно необычайно красив и грациозен?
Великий Рогатый Цернуннос - изначально первопредок-олень. Златорогий, несущий жизнь (т.е. покрывающий землю, природу, вследствии чего она и родит блага).
Т.е. Слейпнир - конь Великого, изначально сам Великий и есть. Ну а заковыристая родословная - продукт осмысления качеств этой ипостаси. Надо же было как-то все объяснить интересующимся.
(С) Spell