Дед Мороз

Само имя говорит о связи с миром умерших. Умереть – значит «остыть», «околеть», т.е. замерзнуть.
Дед – означает дух предка. К живым дедушкам обращались «дедко»/«дядко». Мороз несет с собой холод и тьму, он владыка ночи и ее атрибутов - мрак, звёзды, Луна (Солнце мертвых).
Он - хозяин природы и повелитель воды, которую зимой можно видеть во всех проявлениях – снег, лед, иней, пар, вода.
Богатство Мороза – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано с чистотой, холодом, слезами, лунным светом и магией.
Есть версия, что настоящее имя русского Деда – Мароз, супруг Богини Мары (Богиня Зимы и Смерти). По другой версии Мороз – это сын Велеса и Мары, зимняя ипостась Велеса. Может принимать любые формы.

Святки
Восточные славяне (и не только они) большое внимание уделяли культу предков, поэтому главным зимним праздником были Святки (святые дни) – время поминания умерших, но не с траурным песнопением, а с веселыми гуляньями, колядками, гаданием. В домах готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины, овсяный кисель), ставили на стол дополнительные приборы (либо по числу умерших в этом году, либо одну общую в память обо всех родичах). Число блюд должно быть нечетным. Отдельно приглашали на трапезу Деда Мороза.

Ряженые
Начинаются Святки в период зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». Считается, что в эти 12 дней ворота между Навью и Явью открыты и наш мир посещают духи умерших. По домам ходили ряженые в масках (лат. masca – призрак), колядками славили хозяев дома и желали благополучия, а те в ответ угощали ряженых - как бы задабривая духов за их заботу над живыми.

В компании колядующих всегда был «старшой» - Дед, которому запрещалось говорить, он олицетворял самого древнего и грозного духа, возможно, это и есть Дед Мороз – владыка потустороннего мира, одним дыханием может заморозить. По истечении срока духи вновь возвращаются в свой мир, но пока они в нашем мире, люди обычно гадали.

Кликанье Мороза

24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Обряд зазывания мороза на трапезу и его угощение ритуальной пищей обычно приурочивался к святочному периоду (канун Рождества, Васильев вечер, крещенский сочельник). В некоторых губерниях России обряд совершался на Пасху.
   
Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка.

В рамках суток кликанье производилось в полночь (перед сочельническими трапезами в Святки), утром (после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг) или днем (во время праздничного обеда в Пасху).
Выносили угощения (кутью, блины, овсяный кисель) и приглашали Деда Мороза на трапезу:

Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.
(Песни Псковской земли, 1989, с.15-16)

Если обряд «кликанья Мороза» совершали до трапезы, то выносили первую ложку кутьи и киселя, если по окончании – то остатки ритуального блюда.

Знаменательны места, где совершалось кликанье мороза и где оставляли для него еду. Зазывали в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород. В Московской губ. звали мороз и в открытую печную трубу. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях отмечены знаком границы между "своим" и "чужим" мирами (окно, порог, крыльцо), являются "каналами" связи между "мирами" (печная труба) или местами, где могут появляться в определенное время разнообразные представители "иного" мира, в данной обрядовой ситуации - мороз (подпол - нежилая часть дома; огород, улица - "чужое" пространство за пределами "своего" - дома).

В приговорных текстах иногда содержится отсылка мороза лежать под гнилой колодой, что в мифопоэтических представлениях означает  находиться за пределами "этого" мира, т.е. "не быть". В некоторых приговорах звучит мотив угрозы морозу: "Цепом голову проломлю, метлой очи высеку!"
В том самом смысле, что - или приходи сейчас есть угощение, и соответственно, отведавший куска в доме как бы становился "хлебным родичем" (помним, конечно, вынос хлеба-соли на встречу к обычно сильным мира сего, т.е. напрямую - отведавший не мог быть жесток с угощавшими). Или сиди себе в Та сторона и сюда не суйся.

. . . . . . . .

В XIX веке на основе фольклорного и обрядового Мороза появилась сказка «Мороз Иванович» – это седой-седой старик, «как тряхнет головой – от волос иней сыпется, духом дохнет – валит густой пар». Живет Мороз в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец (!).
Никаких подарков к какой-то определенной дате он не делает, но за хорошо выполненную работу может щедро вознаградить.

В ХХ веке (конкретно в 1936 г.) все перевернули с ног на голову. Главным зимним праздником стал Новый год и ёлка. Дед Мороз должен ходить по домам и дарить подарки, а об умерших вообще не вспоминают.