В магазине женщина выбирает метлу. Перебрала все, что были, потом заставила продавца принести еще со склада, снова перебрала все сначала. Через два часа продавец уже взмок, наконец, она выбрала:
- Вот эту.
- Мадам, вам завернуть или так полетите?
Начнем с символики, функций и истории вопроса
Как вы, я полагаю, помните, метла – важный инструмент в руках Бабы Яги. О столько колоритной персоне написано много, но я кое-что повторю. Даль в своей работе «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» писал следующее: «Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших. Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.» Некоторые однако, считают что Яга не летает… а просто очень быстро бегает и при этом «помелом себя бьёт, чтобы шибче бежать».
Вернемся опять к словам Даля: «Яга — могущественная колдунья. Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-баба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира. Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, котел) — орудия женского труда.». Даль не поясняет, но у этих атрибутов есть и иное – сакральное значение. Ступа - символ женского начала, но так же и обрядного умерщвления — «перемалывания», котёл - символ обновления и Возрождения. А метлой она заметает следы — стирает память и отсекает прошлое. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем…» (см. дальше про Китайскую богиню.). По некоторым поверьям, Яга мохнатая и волосатая. Если копнуть чуть глубже, то выползает одна любопытная деталь – Баба Яга одета в белые одежды – в цвета траура у славян… Согласно русским народным сказкам, одна из ног Бабы-Яги — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на ее связь с миром мёртвых.
Откуда у Яги такое странное имя? Тут мнения исследователей расходятся… Некоторые полагают, что она произошло от русского «ягать» - кричать, вопить (при родах в том числе). Некоторые предполагают, что Яга произошло от слова яглый – ярый, ревностный, быстрый. Другие исследователи склонны возводить Имя Яги к санскритскому яджня, или ягья, означающему «жертвоприношение», что в принципе очень и очень созвучно с тем, что писал Даль.
Метла как важный атрибут присутствует у такой богини как Тласолтеотль.
Тласолтеотль (Tlazolteotl, Tlazolteotli) — одно из древнейших божеств Мезоамерики «Пожирательница грязи (экскрементов)», ацтекская богиня. В мифологии ацтеков она олицетворяет очищение от недозволенных страстей, похоти, наслаждения и разврата. Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирающая нечистоты (грехи).
Ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»). Её ипостасями считались богини Тоци («наша бабушка». Как и в случае с Ягой – старуха. Связь на лицо, не так ли?), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростников»). Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью (У Бабы Яги тоже часто обнажена грудь, причем она обвислая до колен). Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи.
Скотт Каннигем в своей книге «Магия в вашем доме» пишет о том, что в Китае существовала богиня метлы Сяо Чинь Нянь или Сяо Чинь Нянь Нянь (Sao Ch'ing Niang или Sao Ch'ing Niang- Niang). Известная, как Дама с Метлой, она жила на Звезде Метлы Сяо Чоу (Sao Chou), и предсказывала хорошую погоду. Когда дождь продолжался слишком долго, крестьяне вырезали из бумаги метлу и прикрепляли ее на дверь или на забор, чтобы вызвать хорошую погоду и солнце. Эти бумажные метлы взывали к помощи Дамы с Метлой.
Метла (или веник) присутствует в образе богине Дхумавати (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») — одна из Даша-Махавидья (от даша — «десять», и махавидья — «великое знание»), Десяти Проявлений Единой Вселенской Силы (Шакти), наполняющей Собою всё сущее. Согласно Прапаньчасāрасара-санграхе: «Богиню (Дхумавати) следует представлять следующим образом. Цвет Её лица подобен чёрным тучам, собирающимся во время растворения Космоса. Лицо Её покрыто морщинами, а нос, глаза и горло — как у вороны. Она носит метлу, веялку, факел и дубинку. Выражение Её лица — злобное. Она очень стара и одета в обыкновенное платье нищенки. Волосы Её растрёпаны, груди высохли и сморщились. Она безжалостна. Она хмурит брови».
Итак, метла – это атрибут Жрицы и Богини, основная функция метлы – мести. Баба Яга заметает ею следы, стирает память… Ацтекская богиня выметает метлой грехи. Китайская - метет ею тучи.
Так или иначе, метла инструмент существа, стоящего (или ходящего) между мирами – «тем» миром и этим. И обращаться с ней следовало с осторожностью. В мифологическом сознании людей метла, создавая чистоту в доме, создавала чистоту и сакрального мира: изгоняла злые силы, нечисть и т.п. В то же время, соприкасаясь с грязью, мусором, она превращалась сама в орудие порчи. Кроме того ведьма могла влететь в дом, превратившись в метлу.
Если для славян и европейцев характерна двойственность этого символа, то у народов дальнего востока, преобладает положительный аспект. У китайцев метла означает мудрость, проницательность и устранение всех невзгод и трудностей. В трактовке японцев метла – символ очищения. Хотя, тут отличились корейцы. По их поверью, если чрезмерно долго пользоваться веником, то он может превратиться в одноногого беса Токкэби.
Стоит отдельно подчеркнуть, что метла, как летательный аппарат в древних сказаниях не фигурирует. Но столь же явно, что метла - это своего рода проводник. Или атрибут проводника, благодаря которому можно попасть в другой мир.
С точки зрения дедушки Фрейда, метлу можно рассматривать и как фаллический символ. Да, представьте себе классическое изображение ведьмы – обнаженная, крепко сжимает ногами черенок метлы… - простор извращенному воображению!
Очевидно, что фантазии об обнаженных ведьмах летающих верхом на домашней утвари возникли не на пустом месте. Одна из теорий гласит, что образ этот восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы, жерди и вилы и скакали на них, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух. Христиане же, все переиначили.
Метлу так же можно рассматривать как аналог волшебного посоха. Ну а поскольку посохи во многих традициях считались отростками Мирового дерева, то и метлу можно рассматривать как вариацию на тему символа Иггдрасиля.
Итак, подводя итоги первой части можно смело сказать, что основные функции метлы в магии это:
- быть предметом-проводником между двумя мирами,
- заметать следы (закрывать за собой дорогу, не давая, потусторонним обитателям попасть в мир живых по проторенной ведьмой дорожке),
- мести - выметать дурное, «вметать» хорошее.
(С) - слямзено, бродит без авторства.
Отредактировано и поправлено.