Веспер

Объявление

   ВЕСПЕР

 


МАГИЯ. ПРИВОРОТ. ЧЕРНОКНИЖИЕ. РУНЫ.

 

 

Тема ПОРЧИ закрыта для гостевого просмотра.

 

УВАЖАЕМЫЕ! Я БЛАГОДАРНА ВАМ ЗА ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В ФОНД ФОРУМА, НО...
ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ПОТРАТИТЬ НЕМНОГО ДЕНЕГ НА ДОБРОЕ ДЕЛО - ПЕРЕВОДИТЕ ИХ В ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ.
ДАЖЕ МАЛАЯ КОПЕЕЧКА ИМ ПОМОЖЕТ. ВСЕ РЕКВИЗИТЫ ЗДЕСЬ - http://kaura2.ya.ru/#y5__id46

 

 

Внимание участников форума!
Поступила информация, что с нашего форума рассылается приглашение/реклама
о поступлении/обучении в какой-то там школе.
НИЧЕГО об этом не знаю!
Ни в какое дистанционное обучение НЕ ВЕРЮ, не бывает такого.
Будьте внимательны, относитесь со здоровым скептицизмом.
Разных разводчиков и "родовых ведьм" полный интернет.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Веспер » Шаманизм » Фетч, фамильяр, фюльгья, хамингья... и т.д.


Фетч, фамильяр, фюльгья, хамингья... и т.д.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Долго думала в какой раздел отнести эту статью, и решила что все-таки в шаманизм, поскольку база, основа идет именно оттуда.
Cтатья общая, обзорная, так сказать «галопом по европам» и обо всем понемногу. Хотя связь Северной традиции в некоторых моментах настолько тесна, что, вероятно, какие-то тонкости придется делить на два раздела – Шаманизм и Мифология. Впрочем, ищущий да обрящет.

Очень модное нынче на просторах интернета понятие ФЕТЧ. Частенько его соотносят и даже отождествляют с фюльгья (Fylgja) скандинавской традиции. В общем, понаписали много всякого и разного…. эээ… фантазийного. Давайте разбираться.

Фетч, фамильяр, фюльгья, хамингья, тотем, нагваль, тональ...

Фетч, фамильяр, фюльгья, хамингья, тотем, нагваль, тональ и пр.пр. менее известные – это духи-хранители, чаще всего в образе животных, но не обязательно. У каждого из них есть свои особенности.

Тотем

Тотем – животное, птица, рыба (реже растение и др.), обладающее магической силой, часто считающееся родоначальником племени и являющееся предметом религиозного культа. Ключевое слово – родоначальник племени. Как добрый пра-пра-пра- и так далее-дедушка он может присматривать за своими потомками, давать им советы или предупреждать. Это не личный дух, это - дух-хранитель рода. И его внимание и благосклонность распространяется только на членов рода. Если вас ввели в род – даже не имея кровного родства вы можете рассчитывать на внимание тотема. Если вас из рода изгнали, то какой бы вы чистой крови не были – для тотема вы не существуете. Члены рода посредством разного рода медитаций (например, священные танцы) могут приобщиться к силе и качествам тотема и проявлению их на физическом уровне – быстрее бегать, дальше видеть и т.п. Магические качества требуют специальной подготовки и доступны шаману.
Наиболее (чаще) и вероятно подробнее описан в литературе Ворон.
Напр., Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона (1979); Олард Диксон. Шаманизм. Учения клана Ворона. 2000 и т.д

***

Фюльгья (fylgja)

fylg|ja  -u, -ur; Ж.р.
I. 1) биол. послед; 2) фольк. дух, неразлучно следующий за человеком;
II. 1) следовать; 2) сопровождать, провожать; 3) поддерживать, содействовать; принимать чью-л. сторону, поддерживать кого-л.; 2. 1) идти вместе; 2) идти в ногу (с кем-л.); 3) следить (за чем-л.), быть в курсе (чего-л.).

В скандинавской мифологии, фюльгья -  это дух, который сопутствует человеку на протяжении судьбы, в проявлениях рока или удачи. Слово, fylgja (или множественное fylgjur) означает "сопровождать" (что похоже на ирландское Fetch), а также означает "послед ребенка", что указывает на связь между последом и fylgja. В некоторых случаях, фюльгья принимает форму животного, которое показывается при рождении ребенка, либо как существо, которое ест послед.
В этом случае фюльгья могут принимать форму мышей, собак, лисиц, кошек, хищных птиц, или каких-либо падальщиков, так как эти животные, как правило, съедают родовой послед.
Кстати, характерно что слово fylgja - женского рода,. Учитывая связь с родами и поеданием последа, вероятно, изначально речь шла о материнском духе (т.е. фюльгья – материнский первопредок), и именно как мать фюльгья и защищает. Нет указаний на то, что фюльгья – тотем, и связана с родом/племенем; но ее материнская природа указывает на другую «семейственность».

Другое представление (проявление) о fylgjur состоит в том, что животные отражают характер человека. Мужчины – лидеры и воины, часто имеют fylgja, которая бы показывала их истинную сущность: бык, козел, кабан и т.п. Если они имеют "дикую (неукротимую) природу», fylgjur могут проявляться как: лиса, волк, олень, медведь, орел, сокол, леопард, лев, или змея.
В книге «Сны в исландской традиции" Тервилл-Петр (E.О.Г. Тервилл-Петр, обычно известный как Габриэль Турвилье-Петре, английский профессор Древней исландской Литературы и Предметов старины Оксфордского университета), рассуждает об общности характеров между различными животными и людьми, например фюльгья злого волшебника или колдуна могла быть лиса, потому что они хитры, коварны и скрытны, или враг изображался как волк. В частности, в Саге о Хаварде из Ледового Фьорда (Hávarðar saga ísfirðings), некто Атли видит сон о том, что к нему во двор вбегают восемнадцать волков возглавляемые огромной лисицей - предсказание, что на его дом будет совершено нападение сильным отрядом во главе с колдуном.

Фюльгья не обязательно была скандинавским животным, и могла выглядеть как животное описываемое путешественниками, и известное понаслышке. Например, в Саге о Гуннлауге Змеином Языке (Gunnlaugs saga ormstungu), прекрасная Хельга явилась Торстейну во сне в образе лебедя, в фульгья общем для красивых женщин, хотя лебеди не уроженцы Исландии.

«Тогда Торстейн рассказал:
- Мне снилось, что я был у себя, в Городище, у дверей дома. Я посмотрел вверх на небо и увидел на коньке крыши очень красивую лебедь, и это была моя лебедь, и она казалась мне милой. Затем я увидел, что с гор летит большой орел. Он прилетел сюда, сел рядом с лебедью и стал нежно клекотать ей. Лебеди это, по-видимому, нравилось. У орла были черные глаза и железные когти. Вид у него был воинственный. Вскоре я заметил, что другая птица летит с юга. Это был тоже большой орел. Он прилетел сюда, в Городище, сел на конек крыши рядом с лебедью и стал ухаживать за ней. Затем мне показалось, что тот орел, который прилетел раньше, очень рассердился на то, что прилетел другой, и они бились жестоко и долго, и тогда я увидел, что они исходят кровью. Их битва кончилась тем, что оба они свалились с конька крыши мертвые, каждый в свою сторону. Лебедь же осталась сидеть очень унылая и печальная. Затем я заметил, что летит какая-то птица с запада. Это был сокол. Он подсел к лебеди и стал ластиться к ней. Потом они улетели вместе в одну и ту же сторону. И тогда я проснулся. Однако сон этот пустой. Он, возможно, предвещает бури. Ветры с тех сторон, откуда в моем сне прилетели орлы, будут сталкиваться в воздухе. Норвежец возразил:
- Я не думаю, что это так.
Тогда Торстейн сказал:
- Ну, скажи мне, что, по-твоему, должен значить мой сон, я послушаю.
Норвежец сказал:
- Птицы - это, должно быть, духи людей…»

Фюльгья может также "оставлять след преобразования между человеком и животным" или формировать изменения (менять форму), т.е. способствует обретению черт и возможностей животного-фюльгьи (см. терриантропия, и как частный случай состояние берсерка либо ликантропия), в чем сходна с тотемом. В Саге об Эгиле (Egils saga Skallagrímssonar), имеется много ссылок на обоих персонажей Эгиля и Скаллагрима превращающихся в волков или медведей, а также примеры изменения формы в Сага о Хрольве Жердинке и его витязях (Hrólfs saga kraka ok kappa hans), где Бёдвард Бьярки (Бёдвард Медвежонок. Что характерно его мать звали Бера – Медведица - Spell) превращается в медведя во время боя. Эти превращения в сагах часто намекают на берсерков, которые превращаются в животных или имитируют анималистические характеристики.

Fylgjur обыкновенно появляются в виде человека или животного. Обычно огни появляются во время сна, но саги рассказывают, что они могли появиться и в то время как человек бодрствует, а также, что увидеть свою фюльгья - предзнаменование смерти.
Однако, когда fylgjur появляются в виде женщин, тогда они - духи-хранители для людей или кланов (ættir). По Элсе Мундал (Else Olaug Mundal - норвежский историк и профессор древнескандинавского в Университете Бергена), женщины-фюльгья также могут считаться дисами, призраками или богинями имеющими отношение к судьбе.
И Энди Орчард и Рудольф Зимек отмечают параллели между концепцией хамингья (hamingja) - олицетворением рода или персональной удачи - и фульгья. Подобный пример находим в Саге о Гисли сыне Кислого (Gísla saga Súrssonar), где главного героя Гисли посещают две красивые женщины; одна пытается принести удачу, другая - пытается толкнуть его к насилию. Эти две женщины могли бы представлять женщин-предков семейных уз Гисли, таких как узы между его женой Ауд и сестры Тордис, относящихся к идее хамингья и дисам.

Итого: фюльгья – несмотря на прямые аллюзии к материнскому первопредку, все же относится к личности. Она сопровождает человека на протяжении жизни и чаще всего исчезает (куда-то уходит) вместе с ним.
Как хранитель рода... поскольку она хранит представителей рода, то в этом контексте ее можно рассматривать как родового, но не племенного, хранителя. Она обеспечивает связь с другой семьей – из мира животных. Отчасти, можно было бы обозначить ее как личный тотем, т.е. она также дает человеку возможность заимствовать качества (превращаться) животного. В качестве советчика или «предупредителя» проявляется в снах, измененных состояниях, и редко в момент бодрствования, что обычно является предзнаменованием смерти.

***

Хамингья

В скандинавской мифологии хамингья (hamingj|a f -u, -ur счастье, удача) относится к двум понятиям:
- олицетворение удачи или везения человека или семьи,
- изменение внешнего вида оборотней (оборотничество),
- призрачный посланец (умершие предки, ставшие духами-покровителями)

Слово часто используется в абстрактном смысле для обозначения "удачи", но в дохристианском германском мире понимание удачи очень отличается от нашего. По словам Беттины Соммер (Bettina Sejbjerg Sommer, Copenhagen University) "удача была качеством присущим человеку и его родословной (Трудно сражаться против удачи конунга – Spell), частью его личности, похожей на силу, ум, или навык с оружием, сразу как причиной, так и выражение успеха, богатства, и силы семьи."
Удача, hamingja, сама по себе объект личности, является частью личности, и может быть отделима от других компонентов личности в определенных обстоятельствах. Когда человек умирает, его или ее хамингья часто переходит (воплощается) в одного из потомков, особенно, если ребенок получает имя исходного владельца хамингьи (У него удача его деда (бабки, предков) – Spell). Иногда, как в Саге о Глуме Убийце (Víga-Glúms saga), хамингья завещает себя родственникам ее первоначального владельца так сказать самотеком, без какого-либо специального указания имени.
Хамингья также может быть одолжена другим людям в течение жизни, чтобы помочь им в особо опасных предприятиях, где удача необходима особенно остро.

coming soon...

+1

2

Мотивы фюльгьи в норвежской литературе

Это перевод выдержек и перевода Марии Квилхауг ( Kvilhaug) из диссертации профессора Эльзы Мундал (Mundal): «Fylgjemotiva я norrøn Litteratur» (Universitetsforlaget, Oslo , 1974).

(C) перевод: А. Васильев (svart_ulfr)

Общее

Каждый человек наделен одной или большим количеством фюльгья. Видимых глазу фюльгья человек имеет ограниченное число (2-3-9),невидимых же может быть целая стая. Они являются носителями удачи отдельных людей, или же целого рода. Они часто появляются в снах и в видениях.

Смерть

Иногда увидеть одну из фюльгья является предзнаменованием смерти - например, если она едет на сером коне или же приглашает человека к себе домой. Когда говорят, что кто-то был приглашен в дом к дисам или фюльгья (dísir / fylgjur) , это означает то же самое, что и «кто-то вот-вот умрет». (Исходя из этого, я, как переводчик, предполагаю наличие некоей связи между фюльгья и Хель, Ран или ее девятью дочерями, поскольку последние также приглашают людей в гости перед смертью. Можно также сказать, что фюльгья живет в царстве мертвых, и что она - дух мертвого человека - предположение, которое укрепляет гипотезу Мундал, согласно которой фюльгья – материнский дух-предок).

Дух–советчик и хранитель

Фюльгья могут быть защитниками «своего» рода, и люди знают, что если они не слушают их советов, то могут в конечном итоге погибнуть. Пока фюльгья помогает человеку, он будет удачлив, но если она оставляет его, человек будет страдать и скоро умрет. Люди могут узнать фюльгью, когда они видят ее.

Эти духи способны равно помочь как в защите от врагов, так и в нападении на них. Фюльгья остаются возле своего владельца, и могут, в качестве предупреждения, показать другим людям, что фюльгья скоро прибудут на выручку. Они отвечают на просьбы о помощи, и наносят ущерб врагам «своих» людей. Для такого человека или рода, фюльгья очень ценна и полезна; даже когда она приходит для того, чтобы увести человека в мир мертвых, она описывается как дружественное, часто скорбящее по умирающему создание.
Таким образом, с одной стороны, фюльгья является приносящим удачу, полезным советником и защитником, а с другой стороны, она является предвестником смерти. Перед сражениями или случаями насильственной смерти, фюльгья появляются как зловещего вида великанши.

Богини, духи или материнские предки?

Некоторые рассматривают фюльгью в связи с душой и альтер эго. Это вызвано тем, что различия между фюльгья (fylgjur) и хамингья (hamingjur) очень расплывчаты и неясны. Хамингья (единственное число, в множественном - hamingjur) – это часть души человека, которая может изменять свою форму и странствовать вне тела (hamingja = ham = "форма" + gengja = "ходок"). Она также всегда женского рода.

Другие видят в них часть большой группы дис (dísir) - "богинь" – женских сил. Однако различия между фюльгья и дисами столь же туманны: равно как и другие женские персонажи, фюльгью также можно назвать и дисой. Фюльгья часто называется спадисой (spàdìs) - "пророческой богиней" – что отражает ее роль в видениях о судьбе и будущем.

Помимо этого, фюльгья также связываются с особым родом дис - норнами, богинями судьбы. По словам Снорри, каждый человек рождается с норной, которая следует за ним на протяжении всей его жизни, и прядет его судьбу.

Эта идея о влиянии личных норн на судьбы людей отображена Снорри в Эдде, где говорится, что судьба конкретного индивида зависит от его норн, и это распространяется как на людей, так и на богов, альвов и карликов. Норны карликов плетут случайные судьбы, так как они являются «дочерями Сна» - то есть сомнамбулами. Я, переводчик, вижу в этом связь с бесчисленными историями о герое, который пытается разбудить спящую деву, связанную со смертью и судьбой.

Другие же, в том числе и Мундал, рассматривают фюльгью исключительно в связи с культом матерей-предков. Мы знаем, что поклонение предкам, особенно царским, было обычным делом, и поклонение дисам напоминает поклонение предкам. (Я, переводчик, однако считаю, что мы должны пытаться ясно обозначать различия между различными силами, которые сами викинги, очевидно, различали. Нас смущает то, как северные источники, с нашей точки зрения, "портят порядок вещей" при описании мифических персонажей, потому что мы привыкли видеть всех их, как отдельные фигуры в отдельных футлярах. Размышления о древней скандинавской культуре дают нам понимание того, что ее персонажи не были загнаны в какие-то рамки, что они изменяли форму, постепенно превращаясь друг в друга. Нам просто стоит осознать, что различия между богинями судьбы, богинями смерти, индивидуальными духами – хранителями, духами предков и нашей личной душой, возможно, и изначально не были четкими и что именно поэтому сведения о них кажутся нам настолько путанными).

Дух материнского предка как защитник его потомков

Согласно Мундал, самая важная обязанность женских фюльгья – это быть духом – хранителем своего рода, и есть несколько примеров того, как фюльгья связаны с культом предков, более того - выглядят точно так же, как во времена этих предков, и несут те же самые функции, что и несколько поколений назад. Хорошим примером этому служит Торгерд Хордабруд (Torgerd Hordabrud): она была матерью рода Ладе (Lade) из Норвегии, ее потомки поклонялись ей как богине, и она выступала в качестве фюльгьи (как духа-хранителя) по отношению к главе рода Ладе.

Дух материнского предка как психопомп

Духи предков и призраки, так же как фюльгья, обладали функциями проводника человека в страну мертвых.
В одном случае, призрак женщины, которая в скором времени умерла, появляется верхом на таком же сером коне, как тот, на котором ездит женская фюльгья, когда выступает в качестве предвестника смерти - и призрак этот, в данном случае, действительно является предзнаменованием смерти. Во многих сагах, духи мертвых занимаются тем, что забирают людей к себе (то есть в царство смерти), и, следовательно, имеет ту же функцию, как и великанши (ogresses), которые появляются перед битвами, женские фюльгья и валькирии - все они являются собирательницами мертвых. Иногда дисы описываются как konur daudar - "мертвые женщины". Порой они выглядят как мертвые и являются тогда предзнаменованием смерти.Таким образом, женские фюльгья являются, в соответствии с Мундал, полу-обожествленными духами умерших материнских предков и должны рассматриваться в связи с родовым обществом.

Эти женские духи-хранители рода сами по себе очень интересны. Разные источники указывают на концепцию обожествления матери рода (mater familias) после ее смерти.Мы не можем игнорировать возможность того, что вера в дис возникла в период более матриархального общественного строя, нежели последующая «эпоха викингов».

+1

3

Мотивы фюльгьи в норвежской литературе

Выдержки из диссертации профессора Эльзы Мундал ( Mundal): «Fylgjemotiva я norrøn Litteratur» (Universitetsforlaget, Oslo , 1974)

(C) перевод: А. Васильев (svart_ulfr)

Введение

Согласно древнескандинавским источникам, мы можем говорить о двух типах фюльгья: женская фюльгья и животная фюльгья. Наравне с женским, фюльгья может выступать и в обличье животного. Женская фюльгья воспринималась как женщина. Животная фюльгья может быть рассмотрена в качестве альтер эго человека или его двойника, женская фюльгья – как дух-помощник. Эти две сущности не имеют ничего общего, кроме наименования (в соответствии с Мундал).

Вера в фюльгью является пережитком более древнего, нежели «эпоха викингов», культурного периода, но этот пережиток сумел выжить, адаптироваться к изменившимся социальным условиям, и продолжал успешно функционировать.

Таким образом, вера в фюльгью - это "пережиток" тех времен, когда культ праматери рода находил выражение во внутриродовой матрилинейной преемственности (подтверждение которой обнаруживается в скандинавских общинных захоронениях тысячелетней давности: все женщины, погребенные в общинных могилах, состояли в родстве друг с другом, в отличие от мужчин, и это свидетельствует о том, что в те времена муж переходил в род жены, а не наоборот, как это стало в эпоху викингов) Животное фюльгья может быть остатком шаманских верований).

Существительное фюльгья (fylgja) (женский род, единственное число) происходит от глагола fylgja. Он имеет такие значения, как "следовать", "сопровождать", "принадлежать", "помогать", "поддерживать", "выравнивать", "нуждаться", "держать внутри", "иметь", "выступать в качестве любовницы". Как существительное, оно переводится как "поддержка", "помочь", "(женщина) спутник", "дух-хранитель», "дух-защитник", "последователь".

Мотив фюльгьи существует в различных письменных источниках Древней Скандинавии, в таких, как Саги об исландцах, Саги о древних временах (Fornaldarsögur), Саги о королях и в поэзии.

Литературный мотив фюльгьи может базироваться на старых скандинавских верованиях, или же на адаптированных волшебных историях.

Народные верования меняется медленно, и только когда какой-то мотив был отображен в литературе, можно заметить, что определенные изменения в религии, произошедшие 200-300 лет назад, начинают влиять на представления об этом мотиве. Первые изменения в вере в фюльгья - как, вероятно, и во многих других фольклорных мотивах - можно отнести к периоду, когда Север начал адаптироваться к европейскому культурному сообществу.

Если смотреть поверхностно, то этот процесс кажется односторонним. Но при более пристальном рассмотрении, бросается в глаза эффект преобразования фольклора. Языческие мотивы стали объектами христианского влияния везде, где это только было возможным.

Если посмотреть на два мотива фюльгья - мотив женщин и мотив животных, можно заметить, что в современной литературе представлены только женские фюльгья.

Это может указывать нам на то, что женские фюльгья являются более важным элементом народных верований, чем животная фюльгья [и, следовательно, более «долгоживущим»].

Животная фюльгья

Мотив животной фюльгья иногда смешивается с хуг -мотивом (húgr). [Húgr (мужской род, единственное число) означает "намерение", "желание", "мысль", "душа", "сердце" и, кажется, так называлась часть человеческой души, которая может выходить за пределы тела в виде животных]. Вместо термина манна хуг (Manna hugir) ["намерение мужчины"] иногда употреблялся термин манна фюльгья (manna fylgjor) [ «последователи» мужчин] и, как правило, она проявляется в виде волка. Волки, будучи связаными с жестокими страстями и желаниями (или жадностью и голодом) тесно связаны с хуг. Другие животные проявляются как манна фюльгья.
Главный мотив животной фюльгья в сагах - это главным образом предупреждение о чем-то в видениях.

Животное фюльгья в сагах, как правило, принимает форму предупреждения во сне. Порой, однако, фюльгья является во сне и в виде птицы. В саге о Гуннлауге Змеином Языке птиц называют фюльгья, и лебедь, кажется, выступает в качестве фюльгья красавицы. Но птицы являются реальными животными фюльгья в традиционных представлениях о них, и, таким образом, представляют собой ложные мотивы континентального влияния так же, как когда фюльгья выглядит как леопард, лев и дракон ...

Животное фюльгья в литературе, кажется, символизирует характер и / или статус человека. У великих людей и вождей в качестве фюльгья могли выступать быки, в то время как менее значительные люди обладали и меньшими животными. Мирному человеку могла принадлежать коза, хитрецу - лисица. Королю Хрольф Гаутрекссон (Hrolf Gautreksson) принадлежал лев, а львы известны под кеннингом "фюльгья конунгов" (konungs fylgja).Фюльгьи королей часто были редкие и заморские звери , тогда как простолюдины должны обладать местными животными. Животное фюльгья является устойчивым атрибутом. Если фюльгья человека имеет облик черного быка, то черный бык будет сопровождать его всю жизнь, от рождения до смерти. Фюльгья человека всегда имеет облик одного и того же животного.

Увидеть животное фюльгья кому-то другому, нежели ее владелец, обычно можно во сне. Ясновидящие также могут увидеть фюльгья других людей во время бодрствования.

Когда животное предстает перед своим владельцем, - это всегда явное предзнаменование приближающейся смерти. Это может произойти и со спящим, и с уже проснувшимся. В видении, животное будет вести себя так же, как сам человек будет действовать чуть позже.

Пример: Если во сне Эйольф (Eyolfr) из Саги о людях со Светлого Озера (Ljósvetninga) видит, что рыжий бык и бешеный серый бык ведут против него стадо крупного рогатого скота, то он знает, что его враги, которые являются владельцами этих фюльгья, сделают то же самое. Когда Эйнар (Einarr) из той же саги во сне видит, что бык действует так же, как действовал бы его брат Гудмунд (Gudmund) Могучий, и падает замертво на престол, Эйнар понимает, что его брат обречен.

Животное фюльгья кажется идентичным «своему» человеку, разделяя его судьбу, умирает вместе с ним (или, вернее, чуть раньше него). Мыслилось, что оно на самом деле прошло вместе с человеком всю его жизнь. Когда животное фюльгья погибало, но человек все еще был жив, это означало, что и человек скоро умрет. Часть человека уже перешла границы смерти, и теперь ее прежний хозяин находился на пороге перед своим пути в мир иной. Окружающие его люди пришли бы к заключению , что человек собирался умереть.

Фольке Стрем (Folke Ström ) считает, что животное фюльгья также может быть духом-защитником : " животное фюльгья – это внутренний мир личности, ее душа, которая, действуя иногда вне тела в форме животного, воспринимаются как альтер эго или духом-защитником". Похож и подход Яна де Фриса (Jan de Vries) : "Вполне вероятно, что термин хамингья (hamingja) означает духа-хранителя, но до сих пор эта сущность, фактически, выражалась с помощью слова фюльгья, т.е. душа, которая следует в виде невидимых людей".

Во многих примитивных религиях есть персонажи, которые могут выполнять эти функции, но основываясь на древнескандинавском материале Мундал не находит подтверждения тому, что животное фюльгья обладало ими – при том, что она обращается лишь к фюльгья как к литературному мотиву, не опираясь при этом на другие материалы. [Поэтому Мундал строго и академически изучает одни лишь скандинавские источники, а Стрем и де Фрис интерпретируют этот мотив в свете сравнительной мифологии. Лично я считаю, что Стрем и де Фрис были правы, но их гипотеза не может быть доказана на основании одних лишь только скандинавских источников, и Мундел права, совершенно справедливо указывая на это обстоятельство. Примечание переводчика ]

Животное фюльгья появляется в древнескандинавской литературе, совершенно не обладая собственной идентичностью и являясь неотделимой частью человека, которому она принадлежит. Они не имеют взаимного влияния друг на друга - просто одно является зеркальным отражением другого. Действия животного фюльгья – это всего лишь отражение того, что делает человек.

Нет способа помочь человеку приобрести сильное и могучее животное фюльгья.
Фюльгья, которые в эпоху викингов могут быть охарактеризованы как духи-помощники, не выступают в облике животных, они являются женщинами.

Наряду с мотивом животное фюльгья, у нас есть мотивы хамферда (hamferdr) (путешествие в измененном облике) и хуг-мотивы. Это является частью представлений о душе и альтер эго, а также способностью некоторых людей, пользоваться иными обликами, нежели человеческое тело. Они сходны с животным фюльгья, но включают в себя аспект изменения.

Мотивы хамферда (hamferdr)( путешествие души) в сагах и северные представления о душе

В 12-ой главе Саги о Людях из Озерной Долины (Vatnsdæla saga) некоторые саамские колдуны путешествуют в Исландию в облике животных. В Саге о Кормаке (Kormáks saga ), глава 18, женщина посылает свою душу в виде кита.
Оба животных в мотивах о хамферде ,- и хуг (húgr) и фюльгья (fylgja), являются человеческой душой в обличье животного, но имеются и явные литературные различия между этими тремя мотивами.

Хамферд тесно связан с шаманизмом, в частности – с практикой отправления души для выполнения какой-либо задачи. Тело человека в этом случае остается в виде безжизненной оболочки, а душа вне тела имеет больше возможностей для завершения своей миссии. Если душа не возвращается в свое тело, человек умирает. Такие представления основаны на вере в то, что у человека есть «телесная» душа, которая иногда может покинуть тело и стать «свободной» душой. Когда это происходит, тело остается без души и, следовательно, становится безжизненным.
В мотивах, связанных с хугом, речь идет о недоброй мысли или намерении, которое проявляется в виде волка. Она не контролируется человеком и не соблюдает каких-то церемоний, она просто появляется сама по себе, когда «ее» человек пребывает в определенном (разрушительном) состоянии духа. Она не может действовать сама по себе, убивать или быть убитой, в отличии от как животного - хамферда. Это, как правило, просто тень, временами появляющаяся во сне.

С другой стороны, животная фюльгья выглядит так же, как и «внешняя» душа, которой люди обладают в дополнение к «телесной»/ «свободной» душе. Она не может действовать по собственной инициативе, - это лишь отражение своего хозяина, не существующее независимо от него. Она, судя по всему, тесно связана с судьбой человека. Мы видим, таким образом, что как и во многих шаманских традициях, для Севера была характерна вера в различные аспекты души, или наличие у одного человека нескольких душ.

Женская фюльгья

Когда речь идет о женских фюльгья, следует учитывать, что они также известны под многими другими именами, такими как:
офридарфюльгья (Ófridarfylgja), овинарфюльгья (óvinarfylgja), кюнфюльгья (kynfylgja), аеттарфюльгья (ættarfylgja) ["немирный спутник", "враждебный спутник", "друг-спутник", "спутник рода" – описывающими, с какого рода фюльгья мы имеем дело - прим.пер.], и фильгьюкона драумкона (fylgjukona draumkona), диса, спадиса и хамингья [женщина-спутница, женщина-видение, богиня, богиня- пророчица, призрачный посланец - рим.пер.].
Животная и женская фюльгья, помимо одного и того же названия, обладают и общей особенностью: прежде своего хозяина, они могут предстать другим людям, таким образом предупреждая других о своем визите.

Различные источники описывают женскую фюльгья по-разному. В сагах о древних временах (Fornaldarsögur), она обычно описывается как дисы [богини]. Использование именно этого слова лично мне  кажется примером сознательной попытки заставить эти истории казаться более архаичными.

В королевских сагах для описания женской фюльгья наиболее часто применяется слово хамингья [призрачный посланец]. Что такое хамингья, мы, по большому счету, толком и не знаем [это слово обычно рассматривается как производная от слова ham- (облик, форма, тело) и -gengja (ходить) - прим.пер.], но в эпоху викингов это слово уже становится синонимом слова "счастье" и хамингья становится особенно хорошей и приносящей удачу фюльгья.

В поэмах практически постоянно преобладает слово «дисы». Слово «хамингья» также является также приемлемым в поэзии , тогда как слово «фюльгья» таковым не является. Возможно найти его единичное применение, но, что характерно, не в самом стихе, а в текстовом прозаическом фрагменте , который стих содержит.

Мотивы с участием фюльгья также можно систематизировать и поделить на группы. Так, в одной группе фюльгья невидимы и действуют коллективно. Если они являются враждебными, они проявляют свое присутствие через atsókn – то есть, делая своего врага усталым и спящим. Общее обозначение здесь – фюльгья, орфидар- (ófridar) и овинарфюльгья (óvinarfylgja).

Во второй группе фюльгья также действуют коллективно, и также невидимы – однако, они не враждебны, а наоборот, полезны. Они могут помочь человеку, заставляя его врагов падатьть. Их обычно называют фюльгья, дисы или спадисы.

Третья группа похожа на вторую, с единственным исключением - их главная цель состоит в оказании помощи женщинам при родах. Здесь они дублируют функции норн,, и отличить последних от фюльгья затруднительно.
Представителей четвертой группы можно увидеть, внешне они похожи на смертных женщин. Их часто называют аеттарфюльгья (ættarfylgjur) или кюнфюльгь (kynfylgjur) – эти названия подчеркивают связь этих фюльгья с родом. Они также могут быть известны как hamingjur.

Пятая группа очень похожа на четвертую, но они могут появиться как поодиночке, так и все вместе. Они могут быть видимы ми или невидимыми. Они обеспечивают удачу и часто их называют хамингья.

Эти мотивы подчеркивают, что удача будет с тем человеком, которого сопровождает фюльгья. Она дает советы «своему» человеку. Если она покинет владельца, то человек пострадает. Известны ситуации, в которых фюльгья оставляет человека, если ей в нем что-то не нравится он, и обычно они приводят к смерти владельца вскоре после того, как фюльгья его покидает.

Старшая и Младшая Эдда

Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда ("Helgakvida Hjorvardssonar "): фюльгья появляется в прозаическом фрагменте во вступлении, как женщина верхом на волке, - это предостережение о смерти Хельги.

Сказание о Вафтруднире (" Vafthrudnismal") - "hamingjur einar/ þeira í heimi eru/
þó þær með jötnum alask" - «для людей эти девы —духи благие, хоть предки их — турсы».

Количество фюльгья в группе упоминается в нескольких местах, и составляет девять. В "Sagan af Nikulasi konungi leikara" (?) сказано, что каждый человек имеет девять фюльгья. Такое же количество упоминаетсяся в Саге о Тидранди и Торхалле ("Thidhranda thattr ok Thorhalls"), где потеря девяти фюльгья приводит к смертельной болезни.

Шестая группа фюльгья – это те, кто предупреждает о смерти. Будучи дурным предзнаменованием, они едут верхом на животных серого цвета (лошадях или волках), или они приглашают людей к себе домой. В этих сюжетах они всегда видимы. Они обычно называется дисами.
В этой своей функции фюльгья коррелируют с валькириями (valkyrjur). Последние являются дисами, или фюльгья, самого Одина. В "Речах Вороны" ("Krákumál") различия между фюльгья и валькириями не существует, и последние приходят от Одина. Там также говорится: “heim bjóda mér dísir” [что означает: "диса пригласила меня домой", что фактически означает: "я собираюсь умереть"- прим.пер.].

Соотношение между женской фюльгья и дисой

Мы видели, что женскую фюльгью часто называют дисой в разных источниках. Кажется очевидным, что мы имеем дело с одними и тем же духами женского рода, которые где-то называют фюльгья, а где-то дисами, но слово «диса» не обязательно связано с женской фюльгья.

Мои выводы приводят к тому, что женская фюльгья принадлежит к той же категории духов, что и норны, и валькирии. «Дисы» - это общее название для всех сверхъестественных существ женского рода. Слово также используется в его поэтическом значении. Если делать различие между женской фюльгья и дисой, следует принимать во внимание, что слово «диса» более широкое значение.

Существительное dís (множественное.dísir) этимологически связано с древнеиндийскими дхишанами (dhisanas) – женскими божествами плодородия [Примечание переводчика: Я считаю, что точнее было бы сказать, что они - богини изобилия, и они также связаны с разумом и мыслью, и являются хранительницами священного напитка сомы, - подобно тому, как северные дисы охранняют драгоценный мед. Дхишаны – это все ипостаси, объединяющиеся в богиню Дхишану Деви; это пантеистическая концепция, которая, кажется, присутствует также в северной традиции в культе дис]

Слово также существует в германских языках - англо-саксонском: ides, верхненемецком: itis , староанглийском: ides.

По мнению Фольке Стрема, между дисами, норнами и валькириями есть определенная связь, в то время как женская фюльгья находится «в стороне». Она берет свое начало в представлениях о душе и, следовательно, имеет иное происхождение, нежели диса, хотя иногда они и сливаются. По Стрему, валькирии – это дисы, специализирующиеся на процессе выборе тех, кто должен пасть в бою, норны – на процессе определения судьбы. В то же время, асиньи (ásynjur) – это также дисы. Помимо этих, есть и другие, «неспециализированные», дисы, которые могли бы быть определены как духи – защитники рода, и как результат смешения дисы и животной фюльгья.

Некоторые ученые (особенно Турвилле-Петре (Turville-Петре) и Анне Хольтсмарк (Anne Holtsmark) подчеркивают разницу между дисами, которые были объектами культового поклонения, и другими женскими персонажами, которых, видимо, таковыми не были. Другие, такие как Стрем, в определенной степени (но делая исключение для фюльгья) и Петер Андреас Мунк (P.A.Munch) утверждают, что все они назывались dísir и что всем им поклонялись как дисам. Они, судя по всему, пытаются отделить дисов от фюльгья, утверждая, что первые были божествами, почитаемых в ходе определенных культовых действий, а вторые был связан с душами людей и, следовательно, более связанными с животными фюльгья.

В скандинавских источниках использование слова «диса» достаточно распространенно - поэтически оно даже может быть использовано для описания женщины  и в христианской литературе оно используется для описания женских святых (как в «Песни о Солнце» ("Sólarljóð"), где упоминаются дисы, которые говорят с Господом). В младшем исландском, понятие «ланддисы» (landdísir), описывающее женских духов земли, заменило слово «ландваэттир» (landvættir - духов земли, женский род, множественное число).

Я согласна с Стремом, когда он говорит, что норны и валькирии – это специализированные дисы, но я хотела бы подчеркнуть, что дисы до эпохи викингов были самостоятельной группой, чего в последовавшую эпоху викингов мы больше не наблюдаем. К тому времени первоначальная группа оказалась разделена на группы более или менее специализированных дис, и эти новые группы получили новые имена. Я также считаю, что женская фюльгья также относится к этой категории специализированных дис. Единственное, что она унаследовала от животного фюльгья - это лишь имя.

Этот смена понятий, возможно, произошла следующим образом: в изменившейся культуре, специализированные дисы получили новые имена, но при этом старое название по-прежнему сохраняется.  Есть очень мало сходства между животными и женскими фюльгья, кроме этого: они могут обладать функцией vardøger [это современное норвежское слово, для которого я не мог найти перевод. Оно относится к той части человеческого существа, которое может покидать тело так, что другие люди могут слышать, а иногда и видеть его некоторое время, прежде чем он / она вернется - прим.пер.].

Фольке Стрем считает, что женская фюльгья является вторичным продуктом смешения многовекового культа дис и концепции альтер эго.  Я бы сказала, что если женская фюльгья была, равно как и животная, только лишь альтер эго, она была бы собственностью строго лишь одного-единственного человека . А это не случай фюльгья: она имеет свою собственную идентичность и свою волю, она принадлежит к миру за пределами мира людей, и она не умирает вместе с человеком, но кажется бессмертной. Она может переходить от поколения к поколению и может быть больше связана с родом, нежели с человеком. Напротив, она имеет много общего с норнами и валькириями. Невозможно провести четкое различие между ними.

Хамингья и женская фюльгья

Яльмар Фалк (Hjalmar Falck) в своей статье «Душа в языческой вере" (1926), пытается дать этимологическое объяснение существительного «hamingja» (женский род, единственное число). Он утверждает, что на самом деле hamingja – это ham+gengja, то есть «кто-то, кто ходит в (странном) обличье". Ян де Фрис принял эту интерпретацию с некоторыми изменениями, рассматривая его как ham+hleypa, "бежать в обличье". Турвилле-Петре отмечал, что слово hamingja было использовано как синоним слова fylgja и считает, что она должна быть соотнесено с "фетчем" (fetch), двойником (немецкое доппельгангер). Анне Хольтсмарк пишет, что хамингья воспринималась как телесное проявление человеческого húgr (мысли, намерения, желания, души). Оно может принимать и звериный облик, и тот, кто владеет хамингья, называется "хамрам" (hamram), и он может использовать его / ее, например, чтобы напасть на врага. Если хамингья ранена или убита, тоже самое произойдет с его / ее владельцем. Сильная хамингья - это удача и, таким образом, слово это и стало означать "удачу" или "богатство".
Яльмар Фалк обратил внимание на то, что слово "hamingja" почти идентично слово "hamhleypa", которая обозначало человека, который мог менять свой облик или отправлять свою душу в других формах.

Я  считаю, что в письменных источниках нет никаких подтверждений того, что хамингья могла иметь форму животного, или что человек, владеющий ей, являлся хамрамом (то есть кем-то, кто может посылать ее против врага). В случае хамрама душа, которая принимает некую форму, не является хамингьей. Нигде мы не видим пример хамингьи, которой причинили вред или убили. Если судить по источникам, эта хамингья не имеет ничего общего с понятием альтер эго. Наоборот, как видится, есть связь между хамингьей и духом-хранителем. На самом деле, там, где хамингья описывается таким образом, она, очевидно, ассоциируется с женской фюльгья.

Согласно источникам, человек может иметь одну или несколько хамингья, как и в случае с фюльгья. Она также принадлежит к группе дис.

Большинство ученых перевели слово ham-,которое вместе с -gengja составляет слово "hamingja" , как "облик", "форма", "тело". Но слово ham также сохранились в норвежских диалектах, [где оно обозначает "призрак", и я считаю, что это и есть значение слова ham в "hamingja". Таким образом, хамингья является призраком умершего ["ходящий призрак" - в норвежском слово "призрак" - это "gjenferd", что означает "приезжающий / приходящий снова" - прим.пер.]. Это умершие предки, ставшие духами-покровителями своего рода. Только женские предки могли стать духами-покровителями, и поэтому они называются также и дисами, потому что они являются сверхъестественными существами женского рода, а все они были известны людям как дисы.

+1


Вы здесь » Веспер » Шаманизм » Фетч, фамильяр, фюльгья, хамингья... и т.д.