Украшения - это не только хранение дензнаков в каратах.
И не только для того, чтобы украшать.
Это все появилось гораздо, гораааздо позднее.
А изначально была магия.
И людям, идущим по этому Пути, совершенно необходимо хорошо понимать с чем они имеют дело. Что для чего, и следовательно когда.
Чтобы не писать в стопятидесятый раз уже написанное сто сорок девять - выложу отрывки из своих опусов.
*Опусы опубликованы, так что красть без ссылки на автора - бессмысленно, можно попасть в некрасивое положение.
**Поскольку опусы опубликованы, заранее прошу прощения за некоторую.. ээээ.... занаученность изложения. Постараюсь несколько поправить.
К вопросу о роли украшений, как магического инструмента
История украшений берет свое начало в глубокой древности, и связана, прежде всего, с религиозно-магическими представлениями (*1) , бытовавшими в то время. Древний человек жил в мире «наполненном» опасностями, естественно он стремился к этому миру приспособиться: в первую очередь защититься, и, по возможности, использовать магические силы в своих целях.
И здесь вступали в силу принципы «примитивной магии», обозначенные Дж. Фрэзером как Закон Подобия и Закон Соприкосновения (или Заражения) , а в текстах, посвященных искусству колдовства, именуемые Законами Сходства и Сродства.
Согласно первому из них, Закону Сходства, следствия сходны с причинами. Т.е. то, что выглядит подобным, является подобным.
«Если вы хотите заставить метлу летать, то вам нужно вставить в нее перья, размахивать ею, щебетать над ней и так далее. Помните: любой предмет, идея или личность, напоминающий вам или связанный с конкретным феноменом или сущностью, обладает частицей силы этой сущности и может быть использован так же как сама сущность» (Боневитс Ф. Реальная магия. – М., 1998, с. 24).
Согласно второму принципу, Закону Сродства, предметы, однажды находившиеся в контакте, продолжают взаимодействовать после разделения. Т.е. мы можем воздействовать на объект, используя его волосы, ногти, одежду, так как они были в контакте с жертвой.
Соответственно, носимые человеком предметы должны были сообщать своему владельцу особые свойства животного, предмета или среды, обеспечивая его определенной силой или способностью. Так зубы, когти или перья должны были перенести на своего владельца качества животного или птицы, которому они принадлежали; камни, связывались с крепостью, мощью, и, соответственно, здоровьем (*2) ; жемчуг и раковины - со свойствами воды; металл - с огнем, громом, небом; а цветы или плоды должны были, подобно тому как они привлекают насекомых, привлекать противоположный пол, обеспечивая репродуктивную функцию (*3).
*1 - Конечно, понятие «украшения» имеет более широкий смысл, включающий в себя также раскраску и татуировку, но в рамках данной работы речь будет идти только о носимых украшениях.
*2 - Позже, связь камня с силой и здоровьем оформилась в «литотерапию». Например, тибетский трактат «Чжуд-ши», сообщает: «Есть в обители риши в городе Ата-на-Сдуг дворец, построенный из пяти драгоценностей. Украшен этот дворец лекарственными драгоценными камнями разных видов. Эти драгоценные камни усмиряют 404 болезни... О великий риши, слушай! Расскажу о составах из драгоценностей, об этих царях успокаивающих средств. Отвары, порошки, лечебные масла и прочее при частом применении перестают справляться с болезнями, и тогда прибегают к лекарствам из драгоценностей, которые подавляют отклонения в действии успокаивающих, лечат все 404 болезни крови, желчи, слизи и ветра, язвы, раны головы, туловища и конечностей...» - Позднев А. (пер. с монгольского и тибетского)."Учебник Тибетской Медицины." – 1908.
На Руси первые описания лечебных свойств камней содержатся в «Изборнике Святослава» (1073). - Изборник Святослава 1073 г., в 2-х кн. - M., 1983.
*3 - «Волшебные предметы не только морфологически родственны волшебным помощникам. Они имеют такое же происхождение, как последние. Так, многие волшебные предметы представляют собой части тела животного: шкурки, волоски, зубы и т.д. Мы знаем, что, при посвящении юноши получали власть над животными и что внешним выражением этого было то, что им давалась часть этого животного. Отныне юноша носил ее с собой в мешочке, или он ее съедал, или, наконец, эти части втирались в человека». - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 2002, с. 162.
Очевидно, самыми древними формами украшений следует считать подвеску, и в качестве продевающегося украшения палочку из дерева или кости.
Подвеска, имевшая первичную функцию амулета, и носившаяся как самостоятельное украшение, послужила базой для развития в дальнейшем низанных украшений (ожерелий, браслетов, поясов). Логика развития достаточно ясна: больше амулетов – больше магии, и, следовательно, больше ценность. И чем выше ценность такой вещи – тем выше и статус ее владельца. Вполне естественно, что жрец (шаман, колдун) общающийся с духами нуждался в большем количестве амулетов, так же как и вождь (а позже царь), ответственный за судьбу всего племени. Следовательно, человек, имевший более широкое ожерелье, пояс и т.д. (т.е. большее количество украшений-талисманов), опознавался иноплеменниками как вождь или жрец (позже колдун).
Продевающуюся палочку, можно считать самой древней формой серьги. Она могла быть украшена орнаментом, а также дополнена привязанными (примотанными), нанизанными или подвешенными перьями, раковинами и т.д.
Серьга была очень важным украшением в системе магической защиты, так как она напрямую связана с пятью естественными отверстиями человеческого тела: ушные серьги, носовые (носимые в крыле или перемычке носа), и серьги, носимые в губе или около рта (напр., в щеке). Очень часто носовая вставка (серьга) изготавливалась так, чтобы одновременно прикрывать и рот. Защиту двух нижних отверстий обеспечивали пояса (*4) .
*4 - Защита нижних отверстий тела обеспечивалась также и серьгами. Известно, что применение серег на половых органах по сию пору практикуется у некоторых африканских племен.
достойная индеанка по имени Kaw-Claa в короне из медвежьих когтей и с кольцом в носу, Аляска, 1906 год
Сеньора де Као (Царство Наска) Головной убор и носовые украшения Сеньоры.
Красавец из племени Короуаи. Современное фото.
Также понятно стремление к приданию украшениям кольцевой формы. Помимо удобства в использовании было и другое: нельзя забывать, что круг – древнейший символ, связанный с защитой.
Форма кольца, имевшая значение оберега, усиливалась материалами, из которых она создавалась.
(C) Spell